Будет ли этой зимой тепло в домах иркутян?

На этот вопрос отвечали гости программы "Пресс-гостиная "КП" представляет"
Каким был прошедший отопительный сезон, и что нам следует ждать от нового? Как идет подготовка к зиме? От чего зависит, насколько успешно мы сможем пережить зимний период 2010 - 2011 годов? Эти вопросы и многие другие обсудили на прошлой неделе эксперты программы "Пресс-гостиная "КП" представляет". В студии присутствовали директор по продаже энергоресурсов ОАО "Иркутскэнерго" Олег Причко, директор ООО "Иркутская энергосбытовая компания" Сергей Бабкин, директор Иркутской городской теплосбытовой компании Тамара Винарская, начальник Иркутского отделения по надзору за тепловыми установками, сетями, оборудованием, работающими под давлением, Ростехнадзора Олег Андреев, старший прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства в социальной сфере прокуратуры Иркутской области Марина Снайбенко, генеральный директор Восточного управления ЖКС Руслан Винарский.
Прошлую зиму иркутяне и жители всего региона запомнят надолго. Столбик термометра опускался до рекордно низких температур, да еще и держался на этом уровне почти весь зимний период. Энергетикам, для которых зима - всегда сложный период, пришлось и вовсе не просто. Тепло в дома жителей области нужно было доставлять без перебоев. Хлопот добавили и две аварии, которые произошли в Иркутске.
- Зима действительно была аномально холодной, и мы учитываем, что и в этом году она может быть такой же, - говорит директор ИГТСК Тамара Винарская. - Тем не менее минувшие морозы показали, что мы смогли избежать крупных аварий. Были две, но мы быстро с ними справились.
Кроме того, Тамара Винарская отметила, что к нынешнему отопительному сезону в связи с реализацией федерального закона № 261 о теплоснабжении специалисты подготовили предписания, которые включают в себя распоряжения по энергосбережению, декларируемые сегодня государством.
- Это наша задача на ближайшие годы, - подчеркнула руководитель ИГТСК. - На реализацию необходимых условий, регламентируемых законом, нам отводится три года. В первую очередь нам предстоит установить в жилых домах приборы учета теплоэнергии.
Представитель Ростехнадзора Олег Андреев считает, что прошедшая зима поставила иркутским энергетикам удовлетворительную оценку.
- Специалисты работали более-менее слаженно, а потому крупных аварий допущено не было, - говорит он.
Сергей Бабкин, руководитель энергосбытовой компании, подчеркивает, что при всей сложности работы минувшего периода 2010 год был в определенном смысле экспериментальным.
- Мы в начале прошедшего отопительного сезона исключили отключения своих потребителей и усилили профилактические меры по сбору платежей, - сказал Сергей Бабкин.
О том, какие это дало результаты, говорить пока рано. Сейчас важно донести до населения, что само по себе отключение не является целью для энергосбытовой компании. Главное, приучить потребителей выполнять договорные обязательства и вовремя платить.
Старший прокурор Марина Снайбенко дала свою оценку прошедшему отопительному сезону.
- Он прошел без серьезных сбоев, тяжких последствий крупного материального ущерба, причинения вреда здоровью граждан, - отметила она. - Вместе с тем уровень аварийности по сравнению с предыдущими сезонами вырос. Это говорит о том, что необходимо принимать меры по замене изношенного оборудования, более тщательному ремонту. Собственникам тепловых сетей и объектов коммунальной инфраструктуры стоит задуматься, во что вкладывать деньги, чтобы не допустить аварий.
- Что касается ремонта теплосетей, то это упирается в средства, которых, как известно, не хватает, - подхватила тему Тамара Винарская. - Все прекрасно понимают, что чем холоднее зима, тем выше риск аварий, но при этом задолженности растут. Я хочу особо подчеркнуть, что жизнь без коммунальных аварий, зависит прежде всего от нашей платежной дисциплины. Это касается каждого!
Глава Восточной управляющей компании Руслан Винарский отмечает, что в Иркутске с начала создания управляющих компаний рост сбора средств вырос.
- И сегодня мы можем вести речь об энергосбережении. Еще пять лет назад мы и подумать об этом не могли.
Самой актуальной темой на сегодня все же остается новый отопительный сезон. Для управляющих компаний он начался сразу, как только закончился предыдущий.
- 15 мая мы отключили отопление в домах и стали готовиться к следующей зиме, - говорит Руслан Винарский. - Перечень работ был к тому моменту уже определен. Мы проводим анализ, выявляем все наши проблемные места и проводим ремонт. Сейчас идет работа по подготовке паспортов готовности. А это не только тепло, но и крыша, и электрика, и подъезды. Мы обязаны закончить все работы к 10 сентября. У Восточного управления есть уже 70% паспортов готовности. Все находится под контролем жильцов. Также нас проверяют в жилищной инспекции, прокуратуре. Несмотря на то, что проблем много и за один год их не решить, мы войдем в этот отопительный сезон нормально.
Руслан Винарский отметил, что до 1 января 2012 года жильцы должны установить приборы учета на все виды энергии, которые будут показывать фактическое потребление. Стоимость каждого 2-3 тысячи рублей. Управляющие компании готовы предоставить их в рассрочку.
От коммунальных объектов - к энергетике. К новому отопительному сезону готовятся и муниципальные котельные, и ТЭЦ.
На сегодня, по информации заместителя министра жилищной политики Иркутской области Александра Трифонова, теплосети и котельные Приангарья готовы в среднем на 60 - 70%. По оценке Ростехнадзора, котельная считается готовой, если у нее обеспечено электро- и водоснабжение, полностью отремонтировано оборудование, укомплектован штат сотрудников. Таких котельных по региону не более 60%. Олег Причко, представитель ОАО "Иркутскэнерго", утверждает, что в этом году темпы выше, чем в предыдущем. Паспорта готовности объектам ОАО "Иркутскэнерго" должны быть выданы до 1 ноября. Жилой фонд, по информации энергетиков, на сегодня готов только на 18%.
- В целом подготовка к зиме состоит из трех блоков, - рассказал Сергей Бабкин. - Первый - подготовка теплоисточника, этим занимается специализированная организация. Второй - ремонт теплосетей. Третий, более сложный вопрос, - подготовка индивидуальных тепловых пунктов, от качества которой зависит, будет ли зимой тепло в квартирах. Эти узлы обеспечивают надежность теплоснабжения и качество услуги. У нас в области 26 тысяч тепловых узлов. В прошлом году мы подтвердили готовность только 10 тысяч. Остальные работали на свой страх и риск. В этом году мы пока подтверждаем 7 тысяч котельных. На этот же период прошлого года готово было всего 2600 узлов.
Сергей Бабкин подчеркнул, что в этом году управляющие компании более ответственно подходят к отопительному сезону, поэтому Иркутскэнергосбыт рассчитывает, что готовность тепловых узлов будет значительно выше.
Уже сейчас очевидно, что хорошо подготовились к зиме в Братске, Шелехове, Ангарске. Усолье-Сибирское традиционно оставляет за собой звание самого проблемного города по ЖКХ.
Есть аутсайдеры по подготовке к зиме и в Иркутске. Это управляющие компании "Приморский" и "Сибирская", плохо проявляют активность ТСЖ. Однако в общем по городу ситуация сложилась оптимистичная.
Для работников прокуратуры в этом году поставлена задача реагировать на каждый факт о нарушении сроков подготовки к зиме.
- Сегодня где-то готовность достигает 70%, но как прокурорских работников нас интересует неготовность 30% жилого фонда, - говорит Марина Снайбенко. - Мы проводим регулярные проверки совместно с органами Ростехнадзора.
Невозможно было обойти стороной и тему должников. Как рассказал Олег Причко, ситуация с долгами по большинству потребителей особых нареканий не вызывает. Однако за прошедший отопительный сезон энергетики подали в суд более 2000 исков, в то время как раньше эта сумма была намного меньше.
- Есть одна группа потребителей, о которых хочется сказать особо, - отметил Сергей Бабкин. - Это электрокотельные. У нас в области их 41. Опасность вызывают три района - Усть-Илимский, Нижнеилимский, Усольский. Управляющие компании, в ведомстве которых находятся эти котельные, в течение лета не заплатили ни рубля.
Самый большой долг по Иркутску рядового горожанина составляет 150 тысяч рублей. В целом же в Иркутске оплата идет стабильно.
- Мы работаем со старшими по домам, стараемся вести пообъектный учет, - поясняет Руслан Винарский. - Сколько денег поступило от дома, столько мы на него и потратим.
Со стороны Иркутскэнергосбыта проводится комплексная работа по взаимодействию с потребителями. В Ангарске, Усолье, Черемхове, Братске, Усть-Илимске и еще в шести поселках пункты приема оплаты оснащены электронным оборудованием, работают консультанты.
- Во всех городах нами проведены лекции и семинары, на которых наши специалисты обучали людей, как экономить электрическую и тепловую энергию, - говорит Сергей Бабкин. - Мы нацелены на то, чтобы заключить энергосервисные контракты с юридическими лицами. Это позволит за счет наших совместных денег выстроить программу энергосбережения. Сегодня мы готовимся заключить контракт со Сбербанком и очень рассчитываем на то, что это будет положительный пример сотрудничества и для других организаций.
В конце записи программы участники рассказали о своих прогнозах на грядущий отопительный сезон. Гости отметили, что к середине сентября все службы уже будут готовы начать работу. В домах иркутян этой зимой будет тепло. Но энергетикам в свою очередь хотелось бы обратить внимание на то, что дальнейшая успешная работа во многом зависит и от своевременной оплаты и погашения существующих долгов потребителями. 


                                                                                                                                                                                                          09.09.2010, Газета Комсомольская правда. Иркутск, прил. Люди дела, автор Наталья Ко

Показать в формате для печати