Слухи о долгах оказались слишком преувеличены

Угроза отключения горячей воды жителям домов, которые обслуживает ООО «Приморский», прозвучала 2 апреля. Иркутская городская теплосбытовая компания может пойти на столь радикальную меру из-за долгов управляющей компании, которые превышают 55 млн. рублей. На вопрос о том, откуда взялась такая задолженность, в самой УК отвечают, что дело в невысоком уровне собираемости квартплаты с жильцов. И заявляют, что за коммунальные услуги некоторые не платят домами. В минувшие выходные три бригады инспекторов ИГТСК провели рейд по 17 таким адресам. К одной из них присоединились корреспонденты «Сибирского энергетика» Егор ЩЕРБАКОВ и Дмитрий ДМИТРИЕВ. И вместе с сотрудниками теплосбытовой компании выяснили, что мнимые должники исправно платят за коммунальные услуги.

«Мы, честно говоря, не ожидали, что встречать будут столь благожелательно», – признаёт инженер-инспектор второй категории ИГТСК Ольга Говорова после того, как мы обошли половину домов, по которым проходил рейд. Целями сотрудников сбытовой компании стали четыре здания по улице Безбокова. По заверению руководства ООО «Приморский», их жильцы не внесли ни рубля квартплаты за февраль и март 2010 года. «Получается, что люди здесь оплачивают, а если им говорят обратное, они сразу же всё предъявляют квитанции: вот, пожалуйста, всё оплачено, – поддерживает коллегу инженер-инспектор Светлана Рылова. – А если бы были те, кто не оплачивает, нас бы, конечно, не пустили».

В благожелательном отношении жильцов мы убеждаемся сразу же, начав обход первого дома. Им стала пятиэтажка на Безбокова, 5, в народе известная как «иркутскэнерговский дом». Такое прозвище здание получило по вполне понятной причине – квартиры в нём ещё при строительстве были предназначены для сотрудников ОАО «Иркутскэнерго». Так что звонок по домофону в первую же квартиру и произнесённая кодовая фраза «Здравствуйте, мы из Иркутской теплосбытовой компании» приносит вполне ожидаемые плоды – дверь в подъезд открывают без колебаний.

«Прошу прощения, они врут»

Та же ситуация повторяется и после звонка в квартиру №4. Её хозяйка Лилия Рыкова сообщает, что платит за коммунальные услуги регулярно. И с готовностью предъявляет нам квитанции, это утверждение подтверждающие. «Мы месяц в месяц платим, – вступает в разговор её соседка Любовь Пасько. – У меня квитанции накопились, наверное, за последние пять лет, уже выбрасывать можно». И подобная сцена с аналогичными диалогами повторяется на каждой лестничной площадке.

«Прошу прощения, они врут», – замечает один из жильцов квартиры этажом выше, из дверей которой нам навстречу с радостным лаем выбегает вполне упитанный мопс. Такую реакцию вызвала ссылка на заявления руководства «Приморского» о том, что жители дома не оплачивают услуги ЖКХ. На их утверждение находится железный контраргумент. Вернее, бумажный – квитанции, свидетельствующие об уплате за февраль.

Проживающая в квартире № 58 Лидия Манюк, которая, как выяснилось позже, сама работает в «Энергосбыте», охотно предъявляет квитанции за несколько месяцев вперёд. «Я всегда заранее плачу в начале квартала», – отвечает она на вопросительный взгляд журналиста «СЭ». И помогает раскладывать бумаги на журналистском блокноте – удержать их в руках для того, чтобы они все вошли в поле зрения фотообъектива, не удаётся. Справедливости ради заметим, что не все демонстрируют такое рвение при общении с сотрудниками энергосбытовой компании. Сосед Лидии Манюк, пожелавший остаться неизвестным, категорически отказался открыть дверь. И даже пообещал вызвать милицию, чтобы тем, кто «ходит тут с камерами», не было смешно.

Социализм дисциплинирует

«Здесь в основном пенсионеры живут, – объясняет высокую платёжную дисциплину жильцов Ольга Говорова. – Они знают, что у них в определённый день пенсия, идут и оплачивают». А причина такой сознательности проста – они воспитывались ещё во времена Советского Союза, когда подобные качества в людях культивировались повсеместно. «Так что у них ответственность перед страной, перед окружающими очень развита», – добавляет инспектор ИГТСК. Молодёжь, по словам Светланы Рыловой, высокой дисциплинированностью не отличается, но за коммунальные услуги всё же платит. Пусть и накапливая при этом задолженность.

Сознательность пенсионеров подтверждает и жительница, сразу же потребовавшая прекратить фотосъёмку. «Здесь ведь люди в возрасте живут, как у них 15-го числа будет пенсия, так они и платят», – пояснила она. Владимир Монастырёв, живущий в соседнем подъезде, помимо себя платит ещё за троих пенсионеров. Правда, в «зоне ответственности» управляющей компании «Приморский» ни один из них не живёт, но факт говорит сам за себя. «Я каждый месяц плачу пятого числа, – сказал, в свою очередь, сосед Владимира Монастырёва, назвавшийся Альбертом Трофимовичем. – А за свет – вообще первого».

Куда ни кинь…

Неправоту управляющей компании доказывают и жители дома на Безбокова, 44а, – стандартной «хрущёвки» в четыре этажа высотой, которая со стороны не выглядит столь благополучной, как предыдущий дом. «Да ну, сочиняют», – отмахнулась от процитированного уже в который раз заявления руководства «Приморского» жительница квартиры № 17 Зоя Селиванова. Её соседи по подъезду в подтверждение этих слов также показывают квитанции, в которых цифры в колонках «Начислено» и «Уплачено» совпадают с точностью до второго знака после запятой.

Картина повторяется и в двух других домах на улице Лиственничной, которые обошли Ольга Говорова и Светлана Рылова. Жильцы квартир в этих двухэтажных деревянных зданиях, которые можно найти в каждом из шести иркутских посёлков ГЭС, квартплату вносят исправно. И с готовностью демонстрируют документы, это подтверждающие. «Конечно, мы 100% квартир не обошли, но везде, где нам открывали, люди платят», – рассказала Ольга Говорова. Так что «нулевой оплаты», как утверждают в «Приморском», нет. Только те, кого опросили на Безбокова, 5, заплатили 27,5 тыс. рублей, а жильцы двух домов на Лиственничной (под номерами 8 и 8а) внесли более 25,3 тыс. рублей.

В остальных 13 домах, где побывали инспекторы ИГТСК, дела обстоят так же. «Там абсолютно то же самое – все, кого спрашивали, показывают квитанции об оплате», – подчеркнула Ольга Говорова. Так что сбытовикам, видимо, остаётся только задать управляющей компании сакраментальный вопрос персонажа «Диалога перед телевизором» Владимира Высоцкого: «Где деньги, Зин?».

16.04.2010, «Сибирский энергетик», автор статьи Егор Щербаков
Показать в формате для печати