Долг платежом красен

В Иркутске увеличилась задолженность за коммунальные услуги

На днях в администрации г. Иркутска состоялся круглый стол по проблемам задолженностей в секторе жилищно-коммунального хозяйства. С инициативой по его проведению выступила Общественная палата г. Иркутска совместно с Иркутским городским отделением общественной организации "Всероссийский совет местного самоуправления".

Цель заседания: изучение ситуации с неплатежами за жилищно-коммунальные услуги и причин, по которым собственники становятся неплательщиками, исследование аспектов данной проблемы. Какие меры необходимо принимать, возможен ли дифференцированный подход к ее решению, каковы предложения местных активистов - лидеров ТОС, старших по домам и подъездам.

Долги растут

В жилищно-коммунальном секторе традиционно наблюдается большое количество неплатежей. Те долги, которые накопились в отрасли на сегодняшний день, достигли катастрофических размеров по всей России. Как ранее отметил глава Минрегиона РФ Дмитрий Басаргин, с учетом I квартала 2009 года общая задолженность перед предприятиями ЖКХ по стране составляет 200 млрд рублей. 30 млрд рублей из общей суммы по коммунальным платежам должны юридические лица, различные организации, как государственные, так и частные, остальные средства задолжало население. В соответствии с этим государство предприняло ряд мер по решению этой проблемы. С 2008 года было изменено законодательство и введены жесткие меры, запрещающие выдачу должникам заграничных паспортов, выпуск за границу. В соответствии с требованиями ст. 90 Жилищного кодекса РФ в случае несистематических платежей, согласно судебным решениям, приставы имеют право выселить жильцов, предоставляя им гораздо меньшую площадь - 6 м2 на человека (размер помещения для вселения граждан в общежитие). Полуторагодовой опыт работы в таком режиме не дал ожидаемых результатов - люди не стали платить исправнее.

Зная об этой серьезной проблеме и выражая обеспокоенность существующим положением, Общественная палата г. Иркутска начала широкую общественную кампанию. К участию в заседании были приглашены и депутаты, и общественные организации, и просто активные жители.

Мотивация на необходимость оплаты

Открывая круглый стол, Ирина Ежова, депутат Думы г. Иркутска, член ВСМС, сообщила, что для выявления причин снижения платежей, выяснения основной группы неплательщиков был проведен небольшой опрос управляющих компаний. Все отметили, что наиболее добросовестными плательщиками являются пожилые люди, люди предпенсионного возраста. Здесь сказывается тот факт, что эти люди приучены оплачивать коммунальные услуги еще с советских доперестроечных времен. У них воспитана мотивация на необходимость оплаты коммунальных платежей. Многие указывают на то, что не платит работоспособное население. И самой недисциплинированной группой является молодежь, у которой данная традиция вообще не сформирована.

Следует отметить основные причины неоплаты:

1) нет привычки, нет мотивации на обязательство платить;

2) молодежь стремится накопить задолженности, а потом одним разом рассчитаться, нет системы платежей;

3) просто не платят, признавая свою халатность.

- Выселение граждан и другие карательные меры с точки зрения правительства и государства являются правильными. Но с точки зрения общественного мнения и общественной солидарности здесь есть вопросы, которые мы должны начать обсуждать и говорить о них честно. Мы должны думать, как общество может воздействовать на определенные слои, как мы можем воздействовать на наших соседей. Думать, как граждане могут помочь решению социальных проблем по выплатам и воспитать наше сообщество в Иркутске и Ангарске для того, чтобы совместно организовать достойную мотивацию на необходимость оплаты, - поясняет Ирина Ежова.

Как отметил член Общественной палаты г. Иркутска Виктор Боровский, в Иркутске главным источником электроснабжения является всего одна электростанция "Новоиркутская ТЭЦ". В Ангарске же их три, их содержание осуществляют промышленные предприятия. Поскольку в нашем городе таких предприятий нет, то станция является коммунальной и ее содержание целиком определяется, как люди оплачивают коммунальные тарифы. Значение уровня оплаты колоссальное, но народ этого не понимает. Если случится зимой катастрофа, то даются всего лишь сутки на ее устранение - через сутки коммунальные сети начинают замерзать. Виктор Боровский предлагает, чтобы по местным телеканалам велась воспитательная работа: информирование, закладывающее у людей понимание, что коммунальный платеж является обязательным и приоритетным. С мнением, что необходима просветительская работа, согласна президент фонда "Возрождение Земли Сибирской" Елена Творогова. поскольку граждане не знают, что такое коммунальный платеж, куда он идет и как от него зависит судьба всей структуры ЖКХ.

- До тех пор, пока наказание не становится неотвратимым, его не боятся. Психологически человеку трудно понять, почему он должен платить. Какая разница между тем, кто платит и тем, кто не платит. Ведь вода, свет, тепло как у того, так и другого есть. Где разница? Пока реально не станет выгодно быть плательщиком и невыгодно - неплательщиком, ситуация не улучшится, - говорит Елена Творогова.

Выяснить причины неплатежей

В ходе обсуждения встал вопрос о формировании общественного мнения, что не платить - это постыдно, это воровство. Все равно, что залезть в карман к соседу и украсть.

По мнению Валерия Шерстеникина, председателя домового комитета, участника образовательного проекта "Школа активных граждан", существующее положение сложилось в результате недопонимания значительной части граждан своей роли и своего участия в содержании жилья. Жилищный кодекс РФ с марта 2005 года определил, что вся ответственность за содержание многоквартирных домов перекладывается на плечи собственников жилья.

- Я жителям нашего дома объясняю, что мы, собственники, теперь законодательно несем ответственность за содержание и текущий ремонт дома. Что теперь не кто-то нам должен сделать, а мы сами, - рассказывает Валерий Шерстеникин.

Еще одной важной проблемой, которую затронула Елена Саранина, помощник директора ООО "Дом Сервис", являются нежилые квартиры. Люди в них не живут, и найти хозяев невозможно. Соответственно, за обслуживание не платится.

Среди участников заседания были и представители управляющей компании из Ангарска, которые поделились своим опытом.

- Помимо профилактики, проводящейся с должниками, в рамках которой разъясняется, за что они платят, на что расходуются их средства и т. д., существует метод игры, викторины, мероприятия по поощрению платежей, спонсорская помощь, - сообщает заместитель директора по маркетингу и PR управляющей компании ЖУ г. Ангарска Элла Айриянц. - Важная роль отводится управдому, который выстраивает взаимоотношения со старшими по подъезду, с жителями. Это не только разъяснительная работа, но и возможность общественного влияния на человека.

По итогу заседания были приняты следующие решения. Учитывая социальную значимость проблемы задолженностей в жилищно-коммунальном секторе, ее неоднозначность и многосложность, было решено обратиться Иркутскому городскому отделению ООО "Всероссийский совет местного самоуправления" и Общественной палате г. Иркутска к представителям домовых комитетов, органов ТОС, к старшим по домам и подъездам и провести с ними работу в целях изучения следующих вопросов:

- Каковы основные причины накопления задолженности?

- Кто сегодня неплательщик: возрастная категория и социальный статус должников?

- Как можно способствовать решению данной проблемы?

Общественная палата г. Иркутска и городское отделение ООО "Всероссийский совет местного самоуправления" приглашают общественность города к обсуждению данной проблемы. Свои предложения и информацию можно направить в отдел по связям с общественностью по телефону: (3952) 24-26-24.

15.09.2009, Газета "Иркутск", автор  Анастасия Бабаева

Показать в формате для печати