Энергетики лидируют и в сфере ЖХК

ООО «Иркутская городская теплосбытовая компания» является единым поставщиком тепловой энергии для всех жителей Иркутска. Компания уже более трех лет обеспечивает спрос горожан на тепловую энергию, ведет расчет с ее поставщиками. Среди партнеров ИГТСК все управляющие компании Иркутска и более 270 товариществ собственников жилья. О задачах компании, работе с должниками, внедрении новых технологий и подготовке города к зиме нашей газете рассказала директор ИГТСК Тамара Винарская.

- Тамара Михайловна, отразился ли экономический кризис на коммунальной и энергетической сфере и на Вашей компании в частности?

- В целом за отрасль говорить сложно, но что касается теплосбытовой компании, то мы были готовы к тому, что год будет нелегким. Ожидались трудностей и в сборе денежных средств. Спад платежей действительно произошел, но не в резкой форме. Повышение тарифов на теплоэнергию в этом году было существенным, более чем на 24%, однако на платежеспособности населения это отразилось незначительно. Нужно сказать, что в нас уровень собираемости традиционно очень высокий, более 98 процентов. В этом году показатели стали ниже лишь на один-два процента.

- На следующей неделе начинается отопительный сезон, как Вы оцениваете подготовку города к зиме?

- На мой взгляд, в этом году подготовка к отопительному сезону была проведена очень оперативно и в гораздо большем объеме, чем в предыдущие годы. Безусловно, расходы оказались достаточно высокими, но эффективными. Было поставлено много приборов учета, проведен большой объем работ по гидроизоляции, подготовке элеваторных узлов.

В целом можно сказать, что работы идут согласно утвержденным планам. Хотя это общая картина, если сравнивать по компаниям, традиционно ТСЖ и ЖСК от графиков отстают. Кое-кто даже и не приступал к работе, тогда как управляющие компании начали подготовку к отопительному сезону с мая. Готовность элеваторных узлов, отопительных систем, находящихся в ведении УК, сейчас примерно на уровне 90 процентов. По ТСЖ и ЖСК готовность можно оценить только на 50 процентов. Причина, как обычно, одна – отсутствие средств. Однако это не объясняет ситуацию. Почему в управляющих компаниях деньги есть, но в ТСЖ и ЖСК их нет? Возможно, руководители ТСЖ и ЖСК не уделяют должного внимания собираемости платежей, поэтому на сегодня многие из них в числе отстающих.

- Как складывается сотрудничество Иркутской теплосбытовой компании с партнерами - управляющими компаниями, ТСЖ?

- Что касается управляющих компаний города, то сегодня я могу дать нашему взаимодействую положительную оценку. Уже прошел период, когда мы ломали копья, не могли найти общий язык. Нам удалось отрегулировать отношения, решить большинство спорных вопросов, в том числе по объемам платежей. Радует, что УК активно устанавливают приборы учета. К примеру, практически полностью ими оснащен жилой фонд «Северной» и «Западной» управляющих компаний. Это значит, что нет споров по объемам потребления теплоэнергии, нет разногласий по платежам. Со всеми управляющими компаниями заключены договоры о приеме платежей по одной двенадцатой, то есть потребленное тепло оплачивается в течение года равными суммами. Стоит отметить, что крупные частные компании научились контролировать свое потребление, экономить средства, начали внедрять энергосберегающее оборудование.

Однако пока этого нельзя сказать о ТСЖ И ЖСК. Отношения с многими из них еще выстраиваются. Хотя, конечно, таких ситуаций, как на начальном периоде реформирования ЖКХ, когда на рынке коммунальных услуг появлялись недобросовестные игроки, исчезавшие с деньгами населения, уже, к счастью нет.

Тем не менее, работы впереди еще много. К примеру, только 15 процентов ТСЖ и ЖСК заключили договоры об оплате теплоэнергии по одной двенадцатой. То есть они не имеют возможности распределить затраты на тепло равномерно на весь год, а должны оплачивать потребленную энергию по фактическим объемам до десятого числа месяца, следующего за расчетным. Соответственно, в зимние месяцы расходы по этой статье возрастают значительно. Три месяца просрочки – и в марте уже большие долги.

- При каких условиях должники могут быть отключены от теплоснабжения?

- Отключить тепло в домах теплосбытовая компания только за неуплату. Кроме того, по закону в течение отопительного периода, то есть с осени до весны, отключение отопления не производится. Хотя отключение – это, конечно, крайняя мера, на которую мы вынуждены идти. В этом году было только одно крупное отключение: из-за больших долгов управляющей компании без горячей воды остались жильцы 150 домов поселка Приморский. К счастью, удалось прийти к компромиссу, составлен график погашения долга, проблема решается в рабочем порядке, хотя пришлось привлечь представителей администрации Свердловского округа и депутатов Городской думы. Я надеюсь, что управляющая компания сможет сдержать свои обещания и своевременно расплатиться по обязательствам.

Хочу подчеркнуть, что компания не может производить отключения напрямую населению, так как работает с юридическими лицами, то есть управляющими компаниями, товариществами собственников жилья. И здесь важнейшим становится вопрос выбора правильного управленца. Ведь даже если вы регулярно оплачиваете коммунальные услуги, но управляющая домом компания не платит по счетам, проблем не избежать. Я всегда говорю людям: Ваш дом, бесперебойная поставка тепла, света, воды, чистые подъезды, сухие подвалы, то есть Ваш комфорт – все это зависит от того, кому Вы поручите управление. Почему-то наши люди не любят ходить на собрания, не хотят интересоваться работой управляющей компании. Конечно, напрасно, такую позицию нужно менять.

- Как Вы оцениваете уровень управления в компаниях ЖКХ сегодня? Как отразилось на кадрах реформирование отрасли?

- Проблема с кадрами в жилищно-коммунальном хозяйстве существует и очень большая. У нас дефицит качественных управленцев. Не хватает и соответствующих учебных заведений. Случается, что в коммунальный бизнес приходят совершенно не подготовленные люди. Особенно остро эта проблема стоит для небольших управляющих компаний. Для нас это важно, ведь это наши партнеры, а с некомпетентными людьми очень сложно общаться. Могу отметить, за последние годы ситуация улучшилась. С введением нового Жилищного кодекса наметился прогресс, и в этом бизнесе появляются грамотные управленцы. И хотя часто отбор специалистов идет путем проб и ошибок, но сразу ничего не бывает.

- Несмотря на то, что Ваша компания относится к сфере энергетики, она признана успешно работающей и в области коммунального хозяйства. По итогам прошлого года компания победила в областном конкурсе профессионалов жилищно-коммунального хозяйства в номинации «Лучшая организация нового типа коммунального комплекса». Как Вы оцениваете это достижение?

- Я была очень удивлена, когда ИГСТК пригласили к участию в этом конкурсе, все-таки это не профиль нашей компании. Но было приятно, что профессиональные качества коллектива, применяемые технологии, деловая репутация компании были оценены по достоинству. Это говорит о том, что другие предприятия коммунального комплекса относятся к нам, как к коллегам, свидетельствует о взаимопонимании с партнерами.

- Любое достижение – это заслуга и руководства, и всего коллектива, что Вы можете рассказать о своих сотрудниках?

- Я считаю, что у нас уникальная компания. Коллектив не большой, 60 человек, но очень профессиональный, ответственный. Это тоже результат планомерной работы. Я формировала свою компанию два года, отсеивались люди, которые не подходили по профессиональным качествам.

Хотелось бы отметить работу производственно-технической группы и ее руководителя Болкуна Дмитрия Сергеевича, они выполняют сложную задачу по урегулированию всех технических вопросов между поставщиками и потребителями. На плечах сотрудников планово-экономического отдела, который возглавляет Епифанцева Татьяна Геннадьевна, традиционно большой объем работы по расчету тарифов и бизнес-планированию. Также хочу отметить высокий профессионализм руководителя юридической группы Борисовой Марины Валерьевны. Опыт и компетентность наших юристов, которые всегда находятся на острие событий, позволяют решить любую проблему.

- Какие задачи стоят перед компанией на ближайшую перспективу?

- Как я уже говорила, в городе активно устанавливаются приборы учета, поэтому в числе ближайших планов компании внедрение системы снятия показаний приборов в режиме реального времени. Это позволит нам более оперативно и качественно работать с потребителями, уменьшить количество перерасчетов.

Компания установит на каждом теплоузле модем, с помощью которого данные потребления через сети связи будут автоматически передаваться к нам. То есть мы уже первого числа каждого месяца сможем снять реальные показания. Во-первых, этим мы облегчаем труд наших сотрудников, которые до сих пор работают вручную. Во-вторых, исключаем возможные ошибки, связанные с человеческим фактором. Такая система даст возможность снимать все показатели в один день. Сейчас информация собирается в течение нескольких дней, где-то первого числа, где-то третьего, где-то двадцать девятого. Соответственно, не избежать перерасчетов. С внедрением новой системы мы будем работать в режиме реального времени, с первого по первое число. Установка системы уже началась, здесь мы активно сотрудничаем с управляющими компаниями. Вся работа проводится на наш счет, и на расходах потребителя это никак не отразится.

Следующим этапом, я надеюсь, станет внедрение энергосберегающих технологий. Но эта задача ложится, в основном, на управляющие компании. Это не только оборудование домов приборами учета, ведь для экономии счетчиков не достаточно, нужен комплекс мероприятий, в том числе ремонт всех систем, утепление зданий, установка пластиковых окон. К новым технологиям можно отнести погодоведомое оборудование, которое будет регулировать подачу тепла в дома в зависимости от погоды за окном. Это, конечно, дополнительные затраты жильцов, но в перспективе – это их же экономия, ведь расходы на тепловую энергию составляют 67 процентов в тарифе на жилье.

ОБЛАСТНАЯ , Среда , 9 сентября 2009 № 102 (527),автор Александр Волков.

Показать в формате для печати