Энергетики готовы искать коммунальный компромисс с управляющими компаниями,если они раскроют карты

В условиях финансового кризиса ОАО "Иркутскэнерго" вводит новые правила работы с управляющими компаниями в отопительный сезон 2009-2010 годов. Отныне компании могут рассчитывать на то, что получат такой объём тепла, за который заплатили. Причиной такого решения стала задолженность компаний перед поставщиком тепла: в феврале уровень платежей составил 40% от начислений. В то же время энергетики готовы идти на разумные компромиссы и предлагают свой вариант выхода из кризиса доверия и неплатежей. Он включает в себя экономию ресурсов, возврат к прозрачной системы расщепления платежей и ревизию собственных возможностей управляющими компаниями.

Кризис неплатежей добрался до жилищно-коммунальной сферы. Его влияние ощутили все опрошенные нашей газетой руководители управляющих компаний в сфере ЖКХ. "Ситуация в Ангарске сложилась критическая, - говорит генеральный директор "Жилком" (Ангарск) Денис Торбеев. - Тариф на содержание и ремонт жилищного фонда не повышался более пяти лет, а предложение управляющих компаний об индексации тарифов на 18% сейчас оспаривает прокуратура Ангарска". Сборы с населения за январь составили 70%. Денежных средств, поступающих от населения, хватает только на поддержание безаварийных ситуаций в городе, утверждает наш собеседник. "Встаёт вопрос, сможет ли жилищный фонд Ангарска качественно подготовиться к отопительному сезону", - подчеркнул Денис Торбеев.

Менее острой пока остаётся ситуация в областном центре. Однако, как рассказал первый заместитель генерального директора ОАО "Северное управление жилищно-коммунальными системами" (Иркутск) Михаил Дамешек, задолженность органов социальной защиты перед Северным управлением ЖКС составляет 13 млн. рублей. Собираемость платы с населения уменьшилась: если в январе 2008 года показатель составлял 71%, то в январе нынешнего года он уменьшился до 61%. В феврале прошлого года собираемость составила 91%, в нынешнем году - 86%.

Несмотря на низкую собираемость платежей с населения, в управляющих компаниях утверждают, что долгов перед поставщиками услуг у них нет. "Задолженности перед "Иркутскэнерго" на сегодняшний день нет, но если сборы за февраль не вырастут, то она может появиться", - отметил Денис Торбеев. Примерно такая же ситуация и в Северном управлении ЖКС. "Текущей задолженности перед поставщиками услуг, в том числе ИГТСК, у нас нет, есть график платежей, которого мы придерживаемся, - отметил Михаил Дамешек. - Однако если задолженность жителей будет расти, то и задолженность перед поставщиками может появиться".

Самым оптимистичным на этом фоне выглядит комментарий директора Южного управления жилищно-коммунальными системами Павла Артамонова. "В 2008 году сбор оплаты за жильё и коммунальные услуги составил 98%, что является очень высоким показателем. На 2009 год перед всеми работниками нашей компании и подрядными организациями стоит задача не снизить этот процент", - отметил он.

Между тем представители ОАО "Иркутскэнерго" отмечают, что задолженность перед ними есть практически у всех жилищных организаций Иркутской области. "В феврале уровень платежей жилищных организаций составил порядка 40% от начислений, - заявил директор фирмы "Энергосбыт" Сергей Винарский. - Но трагедии в этом нет, потому что жители рассчитываются за тепло по одной двенадцатой. Поэтому 40%, о которых я упомянул, близко к истине. Хуже будет, если этот процент уменьшится".

В муниципалитетах Иркутской области считают, что проблем между энергетиками и управляющими компаниями не существует. "Неделю назад между сторонами действительно возникали вопросы. Но сейчас они сняты, - сообщил нашей газете заместитель председателя комитета по ЖКХ администрации Иркутска Константин Грошев. - Трудности возникают периодически: энергетики хотят, чтобы им платили больше, управляющие компании заинтересованы в том, чтобы платить меньше".

"Большая часть муниципалитетов считает, что управляющие компании в сфере ЖКХ - частные организации, за деятельность которых можно не отвечать, - считает Сергей Винарский. - Но 20-30% жилья практически в каждом городе является неприватизированным, а в областном центре в уставном капитале трёх частных управляющих компаний есть 25%-ная доля областного центра, четвёртая является на 100% муниципальной". Несмотря на форму собственности управляющих компаний, главной задачей любого муниципалитета остаётся обеспечение комфортных условий проживания для граждан. И в случае экстренных отключений тепла или электричества пикеты и митинги будут проходить не у зданий управляющих компаний, а напротив мэрий

Возможность стихийных волнений не исключается. Судя по заявлениям управляющих компаний, в ближайшие месяцы их задолженность перед энергетиками может увеличиться. "В таком случае управляющим компаниям необходимо готовиться к тому, что им будет отпускаться именно тот объём тепла, за которыйи заплатили", - подчеркнул Сергей Винарский. Но представители "Энергосбыта" готовы к сотрудничеству и разумным компромиссам. У поставщика есть предложения, которые значительно облегчат работу в кризисной ситуации и управляющим компаниям, и потребителям, и самой энергокомпании.

Первым необходимым шагом является экономия энергоресурсов. "20-30% тепла можно сэкономить, только этим нужно заняться, - отмечает глава "Энергосбыта". - Мы готовы к тому, что платежей в адрес "Иркутскэнерго" будет поступать меньше, но это снижение будет обоснованным". В отопительный сезон 2009-2010 годов управляющие компании будут входить уже по новым правилам: тепловые узлы домов, где происходит получение и распределение тепла по дому, должны соответствовать установленным нормам. Причём эти нормы - не завтрашний, а позавчерашний день, утверждает Сергей Винарский.

Второе предложение - возврат к системе расщепления платежей, которая хорошо зарекомендовала себя в 90-е годы, когда вся жилищно-коммунальная сфера переживала не лучшие времена. "Она совершенно прозрачна: сколько собрали с населения, столько и передали поставщикам. А в кризис сам Бог велит раскрыть карты, - отметил Сергей Винарский. - В случае возврата к системе расщепления платежей мы готовы совместно с управляющими компаниями искать выход, при необходимости судиться с нерадивыми жильцами и государственными структурами, имеющими задолженность".

Третьим шагом для стабилизации положения должна стать ревизия собственных возможностей управляющими компаниями. "Жилищно-коммунальный бизнес - такой же бизнес, как и любой другой, - уверен наш собеседник. - И если люди взяли на себя определённые обязательства перед жителями и поставщиками, то должны их выполнять".

 

04.03.2009, Газета Восточно-Сибирская правда,  Елена Давыдова

Показать в формате для печати