ИГТСК проверило 600 элеваторных узлов, а приняло только 30

Как иркутяне перезимуют?

Теплая, почти европейская зима, похоже, расслабила коммунальщиков. Сотрудники «Иркутской теплосбытовой компании» на настоящий момент проверили 600 элеваторных узлов, а приняли только 30. Всего же таких узлов в Иркутске 2500. А на дворе уже июль. Не пора ли иркутянам запасаться валенками и обогревателями?

— В прошлом году Иркутск — областной центр — был подготовлен к зиме на 28%! — говорит Тамара Винарская, директор ООО «Иркутская городская теплосбытовая компания». — Впервые за 15 лет работы в системе энергетики я сталкиваюсь с такой низкой готовностью. Иркутянам просто повезло, что прошедшая зима была теплой. Но мы живем в Сибири, и год на год не приходится. Если честно, то у нас есть большие опасения за предстоящий отопительный сезон.

Хозяева есть. Ответственных нет.

И волноваться есть за что. Раньше за подготовку элеваторных узлов отвечали РЭУ, ЖЭУ, ДЭЗы и т.д. Проверка шла по графикам. Энергетики знали, с кого спрашивать. Жилищная реформа внесла свои коррективы. Как известно, собственники многоквартирных домов должны выбрать один из трех предлагаемых способов управления: либо самими брать все в свои руки, либо создавать товарищества собственников жилья, либо доверить управление «хозяевам дома» — управляющим компаниям. Но в любом случае по закону за состояние многоквартирного дома отвечают сами собственники. Это означает, что все заботы по отопительному сезону ложатся на их плечи.

— Но этот момент никто жильцам не пояснял, — уточняет директор «ИГТСК». — Таким образом, именно жители дома должны принять решение, что надо привести в порядок элеваторный узел. И дать соответствующее поручение управляющей компании, которая в свою очередь наймет подрядчиков — РЭУ, ЖЭУ, ДЕЗы и т.д. А чем преимущественно на сегодняшний день занимаются новоиспеченные «хозяева дома»? Красят подъезды, облагораживают дворы, чистят подвалы, ремонтируют крыши. Безусловно, этим тоже нужно заниматься. Но гораздо важнее подготовить дом к зиме, в частности, обратить внимание на элеваторные узлы — распределительные устройства, с помощью которых равномерно отапливаются квартиры. Кстати, ни одна из управляющих компаний города не имеет договора с «Иркутской городской теплосбытовой компанией». Мы работаем по факту потребления энергии. А ответственных нет.

Очевидно, что возможность безаварийного прохождения отопительного сезона зависит от надлежащей технической готовности. К примеру, отсутствие предохранительных клапанов может привести к повышению давления и спровоцировать разрывы внутренних систем отопления. А неисправность регуляторов температуры и отсутствие домовых приборов учёта будет не только способствовать завышению объёмов потребления, но и поставит под угрозу безопасность жильцов при пользовании горячим водоснабжением. Поэтому все тепловые узлы необходимо готовить в соответствии с нормами, при этом соблюдать минимальные технические требования (промывка, опрессовка, ограничения шайб, работоспособность запорной арматуры, манометры, термометры и пр.), чтобы не допустить возникновения аварийных ситуаций в течение отопительного сезона.

Почему нет горячей воды?

— Чтобы встреть зиму во всеоружии, мы выдали предписания по подготовке к отопительному сезону в прокуратуру, в Ростехнадзор, в администрацию города, в управляющие компании, — уточнила Тамара Винарская.

— А почему бы теплосбытовой компании напрямую не общаться с потребителем? Тогда бы ваши специалисты занимались подготовкой элеваторных узлов к зиме?

— Не всё так просто. Для того что бы оказать услугу по теплоснабжению, например, дома необходимо как минимум два условия: первое—приобрести тепловую энергию, второе — нужно иметь сети по которым это тепло будет доставлено жителю. Вот этих сетей у нас как раз и нет. Внутренние сети эксплуатируют жилищные организации. (которые кстати сегодня сами жители и выбрали).

— В редакцию «АиФ в ВС» часто звонят и жалуются, что горячая вода идет из крана холодной. Почему?

— Это уже вопрос качества обслуживания. Как известно, ежегодно проводятся гидравлические испытания, чтобы проверить состояние трубопроводов тепловых сетей. Для этого в течение некоторого времени мы держим трубы под повышенным давлением. На время испытаний внутренние системы отопления зданий отключаются в узлах управления домов задвижками, чтобы стояки не потекли и батареи не лопнули. Но после испытаний задвижку надо открыть. Чего новоиспеченные хозяева не делают. Поэтому нет циркуляции, и вода остывает.

Ранее вся жилищная собственность принадлежала государству, и, соответственно, управлялась муниципальными службами. Однако такое централизованное управление не всегда было эффективно. Новый жилищный кодекс дал право частным компаниям и непосредственно собственникам квартир управлять жилым домом. То есть именно от жильцов зависит, насколько в нем будет тепло, уютно и комфортно.

Справка «АиФ в ВС»

ООО «Иркутская городская теплосбытовая компания» с 1 января 2006 года является единственным поставщиком тепловой энергии для жителей города Иркутска. Ранее услуги по теплоснабжению оказывали 14 теплоисточников, каждому из них администрация Иркутска устанавливала свой тариф на теплоэнергию, которые отличались друг от друга в разы. С 1 января 2006 года тарифы устанавливаются государственным регулирующим органом, в частности, Региональной энергетической комиссией Иркутской области.

Показать в формате для печати